Александр Лакерник. Интервью
Председатель технического комитета ISU, вице-президент Федерации фигурного катания России Александр ЛАКЕРНИК – о возрастных ограничениях в фигурном катании.
– Подобные лимиты – результат многолетней практики. С годами стало очевидно, что маленькая девочка в плане прыжков может выглядеть на льду куда интереснее, чем взрослая девушка. Вот только с возрастом тело юниорки меняется, и некоторые прыжки просто-напросто теряются. При этом в плане артистизма более опытная спортсменка смотрится гораздо выгоднее. Исходя из этого, в середине 90-х и было принято решение не допускать маленьких детей на большие соревнования. В противном случае мы получали бы сейчас совсем юных чемпионов, которые выигрывали бы золотые медали за счет высокой технической оценки, а затем, в большинстве случаев, пропадали с горизонта. Хотя возрастные ограничения подразумевают и обидные моменты. Не исключено, что Лена Радионова заявила бы о себе на весь мир еще в прошлом году. Ей было 14, а на Олимпийских играх и чемпионатах мира фигурист может выступать, только если на 1 июля прошлого года ему исполнилось 15.
– Но если смотреть на ситуацию в целом, возрастной ценз вы одобряете?
– В глобальном смысле – да. Если допускать на взрослые старты детей, то нужно снова менять правила. Существенный акцент придется делать на артистизме. А это очень непросто, поскольку артистизм – вещь субъективная. Нынешние временные границы выстраданы годами. Может быть, со временем их еще усовершенствуют, но на сегодняшний день рамки, пожалуй, оптимальные. Юниорские соревнования и выступления тех, кому за 20, – это разные вещи. Вот у Алены Леоновой очень взрослое, серьезное катание, и сравнивать ее с теми, кто младше на семь лет, очень сложно. Восприятие программ абсолютно разное.
– Почему в юном возрасте девочки прыгают лучше?
– Дело в физиологии. Вот мальчики созревают позже, но зато за счет увеличения силы в большинстве случаев сохраняют все изученные в детстве элементы. А маленькие девочки, хотя они верткие, бесстрашные и порой демонстрируют сумасшедшие вещи, далеко не всегда в 18 лет могут повторить свой прыжковый арсенал, который они показывали в 13–14.
– Много было подобных примеров?
– Очень. Вот свежий: американки Кэролайн Чжан и Мирай Нагасу. Эти крохотные девчушки, будучи совсем юными, просто блистали в 2006 – 2009 годах. Все смотрели на них и не могли нарадоваться. А потом у фигуристок начался переходный период. Чжан так и осталась маленькой и стала плохо прыгать, а Нагасу выросла, и хоть и сохранила сильные прыжки, но они вообще не смотрелись. Обе спортсменки не попали в мировую элиту. А ведь им сейчас всего по 21! А Тара Липински, которая стала олимпийской чемпионкой в 15 лет и после этого фактически закончила карьеру?!
– Случалось и наоборот. Например, Елена Водорезова (сейчас – Буянова) выигрывала чемпионат СССР в 12, но и в 1984 году, в возрасте 20 лет, была одним из фаворитов Олимпийских игр.
– Лена – это отдельная тема. Я убежден, что если бы она в свое время не заболела, то считалась бы сейчас одной из самых выдающихся фигуристок в истории и была чемпионкой всего, чего только можно! Пример отличный. Да и ее ученица – Аделина Сотникова – свой первый чемпионат России тоже выиграла в 12. А в 17 стала олимпийской чемпионкой! То есть сохранила свой юношеский потенциал.
– В гимнастике возрастные ограничения связывают с отсутствием страха у детей перед сложными элементами, из-за чего те подвергаются опасности получить травму.
– Есть и такое. Маленькие спортсмены, особенно девочки, вообще ничего не боятся. Отчасти поэтому в юном возрасте ставится задача выучить сложные элементы, а во взрослом – сохранить их.
– С учетом этого, а также упомянутой вами повышенной прыгучести у детей, в отсутствие возрастных ограничений некоторые тренеры наверняка не устояли бы перед соблазном дать юному таланту не по годам серьезную нагрузку. Понимание того, что "большие" медали раньше 15 не выиграть, сдерживает форсирование?
– Конечно. Оно все равно идет, но уже не такими темпами. А без возрастных ограничений результаты чемпионатов мира значительно бы изменились. Не далее как в прошлом году я проводил сравнительный анализ юниорского первенства России и взрослого чемпионата мира. Так вот, наши маленькие девочки заняли бы на последнем весь пьедестал! Условно говоря, из 18 участниц 10 прыгали каскад "тройной лутц-тройной тулуп". А это ведь женский максимум на сегодняшний день! Женское катание в России сейчас на подъеме. Другое дело, что всем юным дарованиям придется преодолеть сложный период взросления. В прошлом году по этой причине провально выступала Лиза Туктамышева. Зато теперь она блестяще выиграла финал "Гран-при". Сейчас сложности у другой нашей замечательной спортсменки – Юли Липницкой. Верим, что она тоже справится.