Евгений Плющенко. Интервью
На новогодних каникулах в Петербурге прошло ледовое шоу двукратного чемпиона Олимпиады Евгения Плющенко «Снежный король». В главной роли – Снежного короля выступил он сам. Корреспондент «Фонтанки» встретился с фигуристом и узнал о шансах российских фигуристов на чемпионате Европы и о том, ждать ли появления самого Плющенко на пятой Олимпиаде.
– Как давно появилась идея создания такого шоу?
– Идея появилась давно, но в силу того, что я постоянно выступал на различных соревнованиях, включая Олимпийские игры в Сочи, мы не могли реализовать этот проект, но после Олимпиады мы решили все-таки пропустить пару сезонов и подарить этот праздник родителям и детям. И у нас это получилось сделать. Над проектом работало более 200 человек. В шоу вложен большой бюджет. Планируем поехать по всему миру. Сейчас есть уже предложения из Европы, Китая. Естественно, будут выступления и в российских регионах. У меня в шоу выступают лучшие спортсмены мира. Это чемпионы мира и призеры Олимпиад Брайан Жубер, Томаш Вернер, Джонни Вейр, Ирина Слуцкая. Огромное спасибо Диме Билану, который записал для нас прекрасную песню, прекрасному режиссеру Алексею Голубеву и моей жене Яне, которая живет этим проектом, да и вообще всему коллективу.
- Ваша супруга, если не ошибаюсь, говорила, что в шоу вложено около 2 млн долларов. Насколько вы планируете окупить эти затраты?
– На самом деле вложено было больше. Прежде всего мы хотели сделать что-то новое. Я хотел совместить на льду акробатику, фигурное катание и полный метр кино. Вы сами видели гигантский монитор, который поднимается и опускается во время шоу. Прекрасные декорации. Это все, естественно, не окупится, но мы делали шоу не для этой цели. В первую очередь мы хотели, чтобы на мировом рынке появилось такое мировое представление и у нас это получилось. Все наши спортсмены делают сложные элементы. Это моя принципиальная позиция.
- Почему за основу вы взяли именно сказку «Снежная королева»?
– Меня во всем мире называют Ice King – Ледяной король. Еще давно мы думали с Яной над вариантом совсем новой сказки. Потом решили все-таки взять «Снежную королеву» Ганса Христиана Андерсена.
– На том шоу, которое я смотрел, было несколько падений фигуристов после выполнения прыжков. Вы как-то их за это штрафуете или просто ругаете?
– Штрафов нет, но, конечно, за такие вещи я их ругаю. Хотя прекрасно понимаю, что все мы люди. Еще раз напомню: ребята делают сложные элементы, как, например, каскад «тройной тулуп – тройной тулуп» или «тройной тулуп – ойлер – тройной тулуп». Я не видел, чтобы в других шоу кто-то делал такие трюки. Так что если они падают с легкого элемента, я ругаю. Если они срывают более сложный элемент, нет.
- Все ли прошло гладко при подготовке шоу?
– Мы немного попали под санкции. Была одна иностранная компания, которая бралась нас возить по России, но в последний момент нас кинули. Поэтому теперь мы все делаем в нашей стране сами. Огромное спасибо одной фирме – производителю зубных паст. Они нас серьезно выручили в этой непростой ситуации.
- Не возникли ли из-за санкций проблемы с мировыми гастролями шоу?
– Сейчас у нас нет никаких проблем, все идет очень хорошо. Такая ситуация у нас возникла только в России, но мы вообще не расстроились, наоборот, даже обрадовались, что теперь можем проводить все это сами. Были переживания, что не продадимся, но все получилось – на каждом шоу аншлаги. Хотелось бы в дальнейшем делать такие мероприятия на городском уровне для Петербурга, я же все-таки петербуржец. Таким образом мы привлечем детей в спорт. Они посмотрят на профессиональных фигуристов и тоже захотят уметь так.
- Раз Вы петербуржец и у Вас такие планы, почему тогда свою школу фигурного катания Вы открыли в Москве?
– У меня пока ничего не открылось, у вас дезинформация. Мои школы будут открываться и в Петербурге, и в Москве. А вообще я планирую открыть свои школы во всех регионах страны. Также планирую ездить с мастер-классами для детей, тренировать, проводить конференции. Это планы на будущее, но желание такое есть.
- Ваш тренер Алексей Мишин совместно с Тамарой Москвиной недавно тоже создал свою школу в Петербурге. Планируете ему помогать?
– Мы работаем с Алексеем Николаевичем 20 лет, и никуда я от него не ухожу. Поэтому вместе будем делать наше дело и в дальнейшем. Алексей Николаевич дал мне большую спортивную жизнь. За это я ему благодарен.
- Около года прошло с момента операции. Как Ваше самочувствие сейчас?
– Если говорить точно – 10 месяцев. Чувствую себя уже намного лучше. Недавно ездил на чемпионат России в качестве гостя. Выступал на показательных выступлениях. Сделал 3,5 оборота аксель, четверной тулуп. Кстати, четверной тулуп я сделал вообще единственным из тех, кто участвовал на тех показательных выступлениях. Желание продолжать участвовать в соревнованиях есть, но через несколько лет. Посмотрю на свое состояние, если все будет хорошо, то почему бы не попробовать пойти на пятую Олимпиаду?
- Для чего на показательных выступлениях выполнять столь сложные элементы?
– Если ты достиг таких высот в спорте, нужно держать уровень и показывать молодому поколению, что надо стремиться к этому. Плюс ты и себя заводишь, доказываешь, что находишься в форме.
- Что думаете о шансах российских одиночников на чемпионате Европы?
– Я очень рад за Сережу Воронова, который показывает уже второй сезон подряд стабильное катание, причем в этом году он стал кататься значительно лучше. Воронов, видимо, услышал мои слова: я давал ему направление через интервью в СМИ, чтобы обязательно сделал второй четверной на чемпионате России. Он его в итоге и сделал. Интересно будет посмотреть, как выступит молодой спортсмен Питкеев, как покажет себя Максим Ковтун. Все в их руках.
- Другая ученица Вашего наставника Алексея Мишина Елизавета Туктамышева наконец преодолела черную полосу и показывает в последнее время очень хорошие результаты.
– От ее результатов и выступлений я пребываю в легком шоке. Лиза сделала мощный рывок после травм, у нее очень сильно болела спина, потом нога. Я знаю, что сейчас она работает над акселем в 3,5 оборота, который очень ей будет нужен. Сейчас она показывает настоящее женское фигурное катание. У нее тоже все получается, дай бог ей и на Европе выступить достойно.
- С чем связан бум в женском российском фигурном катании?
– Просто такое поколение. Вспомните, у нас долгое время практически не было фигуристок. Ирина Слуцкая как встала, пошла работать, – и больше никого не было. Теперь, может, тренеры стали больше уделять внимания девушкам, стали по-другому тренировать. Да, сейчас у нас много очень сильных девушек. Похожая ситуация, кстати, сейчас в Японии. Скорее всего, в ближайшие годы основная борьба в женском одиночном катании будет между нашими двумя странами.
- В вашем шоу катается еще одна петербурженка Катарина Гербольдт вместе с французом Брайаном Жубером. В будущем они планируют продолжить выступать и на соревнованиях, однако другой наш прославленный фигурист Илья Авербух как-то сказал, что потолок этой пары как раз такие вот шоу. Как считаете Вы?
– Ребята только начали кататься вместе. Сейчас говорить, что у них ничего не получится, просто бред. Это же спорт! Если ребята зададутся целью и будут тренироваться и работать, у них все получится. Главное – сохранять веру и мечту. Никто же не знал раньше, что в 32 года можно продолжать кататься и делать четверной прыжок. Можно делать. Никто давно на четырех Олимпиадах не выступал и не завоевывал на каждой из них медали. Можно? Можно. Можно выступить на пятой Олимпиаде? Этого как раз никто не знает, пока такого еще никто не делал. Вот мы и попробуем.