Евгений Рукавицын. Интервью
- Евгений Владимирович, сезон завершен, что сейчас происходит в вашей группе?
- В основном занимаемся постановками программ. Сейчас, в частности, закончилась постановка произвольной программы Дмитрия Алиева, ее ставил Валентин Молотов. Заканчиваем работу над короткой программой Алисы Федичкиной, ее ставила Ольга Глинка. Впереди работа над программами Константина Меньшова и Марии Артемьевой. Что касается Алены Леоновой, то пока еще идет выбор музыки. Меньшов также сейчас занимается скольжением с парашютом. После большого количества консультаций по физическому состоянию спортсменов мы даем на льду дополнительную нагрузку в виде катания с парашютом на определенном пульсе. Еще отмечу, что в данный момент у нас в Академии проходят совместные сборы с московскими спортсменами группы тренера Светланы Соколовской, самые известные из которых Александр Самарин и Жан Буш. Считаю, что данный спарринг между фигуристами идет им на пользу.
- Есть ли изменения в тренерском составе?
- Да. В команду пришла очень известный специалист Галина Кашина. Галина Валентиновна имела и раньше отношение к моей группе – так, она является первым тренером Меньшова. Когда-то у нее занимались Владислав Сезганов, Роман Усатов, который сейчас тренирует в моей группе, еще она тренировала Викторию Волчкову, Сергея Воронова, других спортсменов. Также хочу отметить, что ее учитель – это очень уважаемый мною специалист, к сожалению, ныне покойный Анатолий Давыденко. Это одна из причин, почему она пришла работать в нашу группу. Очень доволен, что Галина Валентиновна согласилась работать с нами, надеюсь, что притирка будет минимальная – мы смотрим в одном направлении, и это принесет свои плоды. Сейчас она постепенно втягивается в работу. Еще хочу сказать, что Кирилл Давыденко покинул нашу группу и работает самостоятельно.
- В чем будут заключаться функции Кашиной?
- На данный момент я закрепил за ней несколько спортсменов младшего возраста из моей группы, мне очень нравится, как она ведет тренировки. Мне кажется, ей тоже работать интересно, думаю, вскоре она окончательно "заведется", так скажем, процессом. В дальнейшем я вижу еще большее расширение команды. С некоторыми специалистами, которые ее могут усилить, сейчас ведутся переговоры. Так что, надеюсь, мы будем развиваться, развиваться и развиваться.
- Если говорить об итогах сезона, то как его можно оценить для Меньшова?
- Сезон Меньшова оценю на "удовлетворительно". Конечно, радости немного, его результаты в минувшем сезоне оставляют желать лучшего. Очень хорошо его начал – вспоминаю, как провел прокаты сборной. Мне хотелось показать Константина, так скажем, в новом свете, и мне кажется, это удалось сделать. Но затем, к сожалению, форму удержать не удалось. Будем в этом плане делать серьезные корректировки.
- Имеется в виду подведение к турнирам?
- Да. И, конечно, надо закончить с такими странными случаями, как лишние каскады, забыть их уже как страшный сон. Слишком много закономерностей в этом плане. Попытаюсь поработать в этом направлении, чтобы Меньшов мог просчитывать и моделировать разные ситуации. Потому что уж очень дорого нам дались две подобные ошибки в минувшем сезоне. На Гран-при во Франции лишний каскад лишил Константина второго места, а на чемпионате России – бронзовой медали. Это очень неприятные инциденты.
- Вопрос, который наверняка интересует многих болельщиков. Меньшов – спортсмен возрастной. Насколько он мотивирован на продолжение карьеры, есть ли у него энергия бороться за высокие места?
- Действительно, Костя – возрастной фигурист, и у нас были разговоры, стоит или не стоит продолжать кататься. Скажу так: если бы мы видели, что он заметно отстает от лидеров, то ввязываться в борьбу, конечно, не стоило бы. Но такого нет. Поэтому мы поговорили, и он сказал, что на минорной ноте карьеру заканчивать не хочет.
- Недавно о возобновлении карьеры объявил Евгений Плющенко, который старше Меньшова. Многие уже заявили, что это поможет в позитивном плане "встряхнуть" российское мужское одиночное катание. Как вы к этому относитесь?
- Я со спортсменами пока не разговаривал о возвращении Плющенко. Лично у меня его заявление вызвало некоторое удивление – в той части, что он собирается выступать на всех турнирах сезона. Но он, естественно, имеет полное право приехать на прокаты как член сборной команды России, продемонстрировать, на что готов. В целом не могу сказать, что прямо разделяю позитив в отношении его заявления, скорее, воспринимаю его спокойно. Но многих, в том числе и лидеров, это, конечно, должно "встряхнуть".
- Если говорить об Алене Леоновой, то в минувшем сезоне ей не удалось стабилизировать произвольную программу. Почему этого не получилось сделать?
- Выскажу свое видение. Думаю, что мы пока еще так и не договорились о деталях тренировочного процесса. Например, какое количество цельных прокатов необходимо для того, чтобы достигать стабильности на стартах. Коэффициент полезного действия на тренировках не должен падать ниже определенной планки. Вот такие нюансы периодически приводят к трениям между нами. Когда мы начали работать в прошлом году, много чего обсуждали, но она все-таки состоявшаяся спортсменка со своим мировоззрением. И пока еще у нас не на 100% одно мышление. Я на эту тему с Аленой говорил, она в целом со мной соглашается. Считаю, что нужно увеличить количество цельных прокатов в сезоне. Алене раньше было привычнее работать по кускам программ, это приводило ее к хорошим результатам. Но в любом случае хочу заметить: не Леонова стала хуже, а остальные девочки спрогрессировали.
- Какие шаги вы с Аленой собираетесь предпринять, чтобы нагнать тех, кто оторвался вперед?
- Нагнать, конечно, будет очень сложно. Лидеры нынешнего женского одиночного катания очень сильны. Повторюсь: надо, на мой взгляд, повысить КПД тренировочного процесса. Это самая главная задача, которую я ставлю перед спортсменкой.
- Это внутренняя сторона процесса, а что в результате должен увидеть зритель – новые каскады или стабилизацию того, что у Леоновой в арсенале?
- Когда мы только начали работать, у Алены был подъем, и я верил в то, что мы можем и каскад из тройных флипа с тулупом захватить, и что-то еще. Но сейчас, наверное, речь пока идет о стабилизации тех элементов, что у нее есть. Забегать вперед не будем.
- То есть пока не до тройных акселей и четверных прыжков?
- Я просто хочу быть адекватным. Действительно, я много сейчас слышу о новых прыжках, которые разные спортсменки собираются осваивать. Для нас важно сначала почувствовать, что мы крепко стоим на ногах. Не отрицаю, что дальше разучивание новых элементов возможно, но сейчас преждевременно об этом говорить.
- Также хочется узнать, как оцените итоги сезона для остальных спортсменов вашей группы.
- Маша Артемьева, скорее, прибавляет, но большого восторга по поводу ее выступлений в минувшем сезоне у меня, конечно, нет. Надеюсь, что в дальнейшем она будет кататься достойно, верю в нее. Тем, как выступал Дима Алиев в прошедшем сезоне, я доволен. Он привез много медалей, в основном катался хорошо, провальных выступлений не было. Это говорит о том, что он психологически устойчив, и я надеюсь, это качество у него будет развиваться и дальше. Он неплохо выступил на взрослом чемпионате России. Неудачно откатал короткую программу на юниорском первенстве страны, но блестяще исполнил произвольную и стал бронзовым призером. Доволен Алисой Федичкиной. Она, к сожалению, болела во время первенства России среди спортсменов младшего возраста, но зато на первенстве среди спортсменов старшего возраста ("Олимпийские надежды") уверенно заняла второе место и добилась права поехать на прокаты сборной страны. По результатам этих прокатов будет рассмотрен вариант ее возможного выступления на серьезных международных турнирах. Что касается Гордея Горшкова и Антона Шулепова, то они развиваются. И один, и второй учат четверной прыжок. Хотя в случае затруднений с этим элементом оба спортсмена благодаря тому, что они "компонентные", имеют возможность набирать большие баллы и без четверного. Особенно это относится к Гордею – можно убрать сложные элементы во вторую половину программы и набирать за счет бонусов почти такие же баллы, как и спортсмены, которые исполняют четверной прыжок. Такой вариант, в принципе, возможен. Поэтому мы наступаем здесь в двух направлениях.